linxxa (linxxa) wrote in comics_piter,
linxxa
linxxa
comics_piter

Categories:

“Путь героя” для посведневного употребления

Пост №0, подготовительный


Здравствуйте, меня зовут Маша. Вообще я сценарист компьютерных игр, но меня, также как вас, интересует само искусство рассказывать истории - сторителлинг. Я большой фанат концепции “пути героя” и в качестве подведения итогов года изложила события своей жизни в похожей форме (можно почитать тут). Формат автобиографического “пути героя” заинтересовал создателей сообщества. Так родилась идея серии постов о “пути героя” применительно к собственной жизни, к личной ситуации, а не просто для сюжета кино или книги.

eT63vtOSTr8




Вступление с исторической справкой, кучей имен и теории


В 2013 году мне повезло участвовать в масте-классе Кристофера Воглера. Это матерый редактор сценариев из Голливуда, приложивший руку к “Королю Льву”, “Бойцовскому клубу”, “Рестлеру” и другим известным фильмам. А еще он автор учебника для киносценаристов и писателей “Writer’s Journey” - “Путь писателя”, к сожалению, на русский не переведенного.

WritersJourney3rddrop

У каждого автора сценарных учебников есть свой конек - у кого-то структура, у кого-то проработка персонажей. Кристофер Воглер известен адаптаптацией работ Джозефа Кэмпбелла, мифолога и антрополога, для кино.


“Путь писателя” подробно разбирает открытый Кэмпбеллом “путь героя” или по-другому “мономиф” в применении к современным историям, которые рассказывает нам кино и литература.


Что такое мономиф? Это вечная история, которая повторяется в мифах и сказках всех народов во все времена. Это история путешествия героя, преодоления им препятствий и возвращения домой. Это история о каждом из нас и о всех, кто жил до нас и будет жить после.


Казалось бы, где мы и где создатели мифов и легенд? Как связаны современность и седая древность сказок? Как мономиф может оставаться актуальным для людей нашей эпохи (ну, помимо экранизаций сказок)? Воглер считает (и не только Воглер, сторонников теории мономифа полно), что путь героя живет и в современных историях.


Один из самых ярких хрестоматийных примеров “нового” мономифа - “Звездные войны” Джорджа Лукаса. Кстати сказать, Лукас - большой поклонник Кэмпбелла, а вот с Воглером и его адаптацией на момент создания фильма он не был знаком. Наоборот, “Звездные войны” стали рабочим материалом для Воглера, который в работе Лукаса увидел подтверждение своим мыслям - что мономиф актуален и по сей день, что его можно и нужно использовать в своих историях.


The_Hero__s_Journey_by_Dunlavey

И вот Воглер рассказал нам, участникам мастер-класса, как это сделать. Но я бы хотела поделиться с вами отнюдь не теорией написания сценариев. Эту информацию вы можете достать и сами (пусть вас не останавливает языковой барьер).


Я хочу рассказать о применении “пути героя” в повседневной жизни. Этому нас тоже научил Воглер и это стало для меня открытием. Без общей теории, конечно, не обойдется. Так что, чтобы не превращать материал в здоровенный кирпич текста, я решила поделить его на куски, которые буду публиковать по очереди.


Цели и план путешествия

Прежде чем начать путь, нам надо сделать несколько подготовительных шагов.


Во-первых, поговорить о цели путешествия. Зачем нам нужен путь героя, что он нам даст, что мы надеемся получить от этого знания?


Во-вторых, определить маршрут - в данном случае порядок публикаций. Я также предлагаю к каждому посту выполнять небольшие упражнения (ведь так принято в этом сообществе?), чтобы закрепить материал.


В-третьих, прежде чем начать, надо усвоить несколько правил - помните, как в сказке, герою обычно всегда выдаются правила, которые нельзя нарушать, он их конечно же нарушает, после чего собственно и начинается все веселье. В работе с мономифом тоже есть правила. ;)


В-четвертых, я бы хотела перед непосредственно разбором пути героя поделиться с вами обращением самого Воглера из его книжки. Я перевела его для вас. Думаю, мы не нарушим никаких законов, ведь это некоммерческий перевод. Будет отдельным постом.


Итак, цели.

png;base6437393913475055cc


Зачем нужен путь героя в повседневной жизни?

Истории, мифы, архетипы неспроста имеют такое сильное влияние на нас. Древнегреческие боги и герои русских народных сказок, тотемы индейцев и даже персонажи городского фольклора - все это персонификации конкретных явлений природы, свойств человеческой личности. Мы все сталкиваемся с ними, но в разные эпохи называем разными именами.


Каждый человек в течение жизни проходит свой путь героя, является главным героем собственного сценария. Вы, наверное, знаете, что свой сценарий мы получаем в наследство от родителей и часто приговорены к нему задолго до того, как научимся говорить и критически мыслить. Сценарии бывают счастливые и не очень, бывают трагические. Но каждый сценарий можно изменить, самому, собственной волей. Можно выбрать и прожить свою историю, а не навязанную кем-то другим.


Путь героя - это тот же персональный сценарий, но взятый с другого ракурса. Это точка связи со всеми людьми, когда-либо жившими на планете. Знание о том, что ты не одинок, и каждый в свое время испытывает схожие чувства, оказывается в похожей ситуации.


По мне так даже эта простая мысль имеет некоторый терапевтический эффект.


Идея связи всех людей через архетипы - ситуации и переживания, сходные настолько, что их модели закрепились глубоко в наших генах - восхищает и успокаивает меня. А вас?


Мы рассказываем собственную сказку, формулируем свой путь героя, чтобы разобраться в себе, пережить тяжелые времена или подготовиться к ним, сделать выводы, обобщить собственный опыт и передать его дальше.


Не надо думать, что только выдающиеся личности, харизматические лидеры и избранные достойны того, чтобы о них складывали истории. Скорее наоборот - в их историях мы видим себя, и поэтому они ценны для нас.


Вы - уже герой собственной истории. Расскажите ее самому себе - узнаете много интересного )))


HErosjourneysplash

План-маршрут



  1. Подготовительный пост - о том, что такое путь героя и зачем он нужен вам



  1. Персонажи мономифа - Герой и Тень


  2. Персонажи мономифа - Ментор и Хранитель порога


  3. Персонажи мономифа - Вестник, Перевертыш, Союзник, Трикстер


  4. Этапы пути - Обычный мир, Зов к приключениям, Отказ от зова


  5. Этапы пути - Встреча с Ментором, Пересечение порога


  6. Этапы пути - Проверки, враги и союзники, Приближение


  7. Этапы пути - Суровое испытание и Награда


  8. Этапы пути - Дорога назад, Воскрешение, Возвращение



Как я уже сказала, в конце каждого поста будет небольшое практическое задание.


Некоторые правила “Пути героя”

Не беспокойтесь, это не какие-то супер суровые вещи, которые ни в коем случае нельзя делать. Это просто ряд положений, которые надо держать в голове, пока вы знакомитесь и используете путь героя.

Во-первых, тот “путь”, о котором я буду вам рассказывать - это один из множества вариантов структуры мономифа. Структура Воглера и структура Кэмпбелла сильно отличаются друг от друга, есть и другие виды структуры, где множество разных вариантов и сочетаний основных пунктов пути. Где-то есть “искушение” и “встреча с отцом”, где-то нет. Для нас сейчас это не так уж важно. Структура Воглера - это во многом “упрощенная” модель для кинопроизводства, мы будем придерживаться ее из-за скорости и потому что я с ней лучше знакома ))) Вы вольны использовать любую структуру, которая вам приглянется - в конце концов, все это одна и та же история.


tumblr_mls56fyIgk1sntytlo3_1280


Во-вторых, ни в коем случае нельзя считать модель строгой зацементированной последовательностью. При первом знакомстве с теорией Воглера некоторые считают, что это упрощение истории, шаблонизация. Но все наоборот. Модель - это только модель, это лишь набор деталей - а как их использовать, использовать ли все или только некоторые, в каком порядке и так далее - это на усмотрение автора.


На мастер-классе Воглер специально предупредил нас, чтобы мы ни в коем случае не писали сценарий под кальку с его модели - тогда он будет схематичный, безжизненный. Наоборот - усвоив модель, надо менять ее, мять под себя, как пластилин или ортопедический матрац. Как говорят в “Пиратах Карибского моря” - это лишь свод указаний, а не строгих правил.


Если вы будете анализировать разные истории с точки зрения пути героя, вы увидите, как творчески авторы обращаются с последовательностью и количеством этапов. Так что не бойтесь, это не прокрустово ложе, это лишь инструмент, один из многих к слову.


В-третьих, путь героя можно применять не только и не столько ко всей своей жизни сразу. Отдельные события и периоды можно также представлять себе цельным путем героя. Например, устройство на новую работу, переезд в другой город или вступление в брак, прохождение учебного курса, путешествие, отпуск или командировку, рождение ребенка, перенесенный опыт взросления или болезни, в общем - любого изменения, которое с вами произошло. Ведь в том и есть суть мономифа - в том, как человек меняется на своем жизненном пути, меняет что-то в себе или вокруг, а часто сразу и там, и там.


Вот и все, как в сказке, остановимся на трех пунктах. Как видите, они не про исполнение и нарушение, а чтобы просто иметь ввиду.

___________________________________




Итак, теоретическая подготовка завершена. А чтобы подготовиться практически, я предлагаю вам сделать следующее задание.


Задание №0 “Своя сказка”


Вспомните сказки, без разницы русские ли, европейские, или азиатские. Герой какой сказки вызывает у вас наибольшее сочувствие и сопереживание, связь? Героем какой сказки вы могли бы быть? Какая сказка, из уже существующих, про вас? Почему именно эта сказка?


Моя сказка - о Финисте, ясном соколе. Я расскажу, почему выбрала именно ее, но позже. Сейчас ваш черед рассказывать!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments